Сальвадор Дали
(Фигерас, 1904 — 1989)
«Рождение Венеры и Эроса» 1950 год
Гуашь, акварель, карандаш, картон 28х18 см
Стартовая цена: 8 500 000 руб.
Провенанс
— Коллекция Луиса Эскобара Киркпатрика, седьмого маркиза Марисмаса дель Гвадальквивира в Мадриде и его родственников (подарок от Сальвадора Дали);
-Частная коллекция, Швейцария
Выставки
— RA&AF – 2019
— La Biennale Paris – 2019
— Masterpiece – 2017
— BRAFA – 2017, 2018
Библиография
Old masters & Modern art, Kunstberatung Zurich, 2019
Экспертное заключение
Robert and Nicolas Descharnes.
Роберт Дешарн – секретарь Сальвадора Дали, после смерти Дали вместе с сыном Николя администрировал права на наследие Дали. Дешарн осуществляет экспертную деятельность по произведениям Дали.
На обороте надпись на испанском языке:
“Dali 1.950. “Этот рисунок был на обороте “Кошечек” [d5118_1950], который Дали мне дал для оформления входа театра «Комедия» в Барселоне во время представления Д. Хуана Тенорио. Они были с осторожностью разделены Виченте Виудесом. Луис Эскобар [подпись]” в раме под стеклом с письмо на бумаге “Ла Мерсед Чика / Марбелья Малага”, “Я отдал его тебе, когда ты был здесь, а потом забыл положить его в твой чемодан. В вашем доме он будет намного более светящимся, чем там, где он никогда не был хорошо размещен, и он также может быть подписан Дали, если вы его попросите. Обнимаю [подписано] Винченте [Виченте Виудес]”.
РОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ = РОЖДЕНИЕ МИРА
Образы женщин и образы мира часто встречаются и переплетаются в творчестве Сальвадора Дали. Долгое время «Рождение Венеры и Эроса» бытовало с «Девушкой – кошкой» (рисунки были склеены), о чем свидетельствует надпись, сделанная Луисом Эскобаром на оборотной стороне «Рождения Венеры и Эроса». Разделил произведения общий друг Дали и Эскобара испанский художник и декоратор Виченте Виудес. Работы «Рождение Венеры и Эроса» и «Девушка-кошка» посвящены женщине.
В «Рождении Венеры и Эроса», с одной стороны, мастер визуализирует рождение мира через рождения Венеры (богини любви, женщины) и эроса, с другой – раскрывает символизм камня и водопада как мужскую и женскую энергию и силу, создающие идеальную Красоту.
Используя образ ракушки (распадающийся камень – рифленые части воображаемой раковины), художник по-своему трактует важный еще в эпоху Возрождения. В отличие от Боттичелли он отказывается создавать портретный образ Венеры (женщины), предоставляя зрителям поле для воображения. Он сосредотачивается на живописании камня-ракушки. Согласно мифологии, Венера (в греческой мифологии – Афродита) родилась из морской пены. Раковина (ракушка) была атрибутом женских божеств.
Сальвадор Дали с ракушками
Сальвадор Дали. Рождение Венеры и Эроса. 1950. Частная коллекция
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482 – 1486.
Галерея Уффици, Флоренция
В христианской иконографии XII века морской rребешок появился в качестве атрибута апостола Иакова Старшего. Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение. Это объясняет то, что в сюжетах, повествующих о крещении Иисуса, Иоанн Креститель нередко изображался с раковиной (Рафаэль, Эль Греко), знакомого моллюска можно увидеть также на церковных витражах. В творчестве сюрреалистов, к которым относится и наследие Дали, раковина — один из ключевых элементов. Так во французском художественном сюрреалистическом фильме Жермены Дюлак «Раковина и священник» (1928)раковина имеет важное значение. В фильме молодой священник, принявший целибат, видит во сне причудливую фантасмагорию из образов, навеянных на него исповедью молодой жены пожилого генерала. Во вступительных кадрах: священник наполняет большую раковину жидкостью из бесчисленных стеклянных колб, которые он безжалостно разбивает. Раковина остается полупустой.
В 1925–1928 годах Дали заинтересовался искусством своих соотечественников Пабло Пикассо и Хуана Миро, а затем обратился к давно интересовавшей его итальянской «метафизической школе» живописи. В работах представителей этой школы, в частности Джорджо де Кирико и Карло Карра, интерес к способности символов вызывать определенные образы стал основой для исследований сновидений и галлюцинаций, к которым художник подходил с точки зрения теории Фрейда. Техническое мастерство Дали идеально подходило для создания на холсте атмосферы сна и галлюцинаций. В 1929 году он переехал в Париж и присоединился к сюрреалистам. Работая над изучением проявлений подсознания, Дали пытался в своих работах передать видение человека. Изображая очень знакомые предметы в иной обстановке и используя необычные комбинации, он назвал свои картины «фотографиями ручной работы», которые он сам определил как «основанный на спонтанном методе иррационального восприятия, на интроспективно-критической ассоциации образов». Он часто использовал технику повторения одних и тех же изображений снова и снова и метаморфозы одушевленных существ и неодушевленных предметов.
В «Рождении Венеры и Эроса» символизм камня и водопада – женская и мужская энергия, их сила, их борьба и возможное примирение – создают идеальную Красоту.
Удивительную свадьбу иллюзии и реальности создают работы Сальвадора Дали, подаренные художником, декоратором и другом Дали Виченте Виудесом их общему другу Луису Эскобару, театральному деятелю. Луис Эскобар Киркпатрик, седьмой маркиз Марисмаса дель Гвадальквивира (Мадрид, 1908 – 1991) – аристократу, режиссеру тетра и кино, номинанту Каннского кинофестиваля (1951). Один из предков Луиса Эскобара получил от Фердинанда VII за заслуги по осушению болот при устье реки Гвадалквивира в Испании титул маркиза de las marismas del Guadalquivir.
В качестве яркого образца творчества Дали произведение имеет музейное значение.
О САЛЬВАДОРЕ ДАЛИ
«Совершенно независимо от моей объективной значимости как художника – которую я первый готов обсуждать – одно можно сказать наверняка: если живописи суждено пережить нашу эпоху варварского механического прогресса, то эта ее живучесть будет иметь отправную точку в Сальвадоре Дали…», – так, без ложной скромности, оценивал свое место в истории искусства Сальвадор Дали.
Маэстро остается одним из самых популярных, если не самым популярным художником в мире. Созданные им образы проникли во все сферы современной визуальной культуры – в кинематограф, моду, дизайн, рекламу, архитектуру. Название одного из самых влиятельных течений искусства XX века – сюрреализм – вошло в нашу повседневную речь благодаря тому содержанию, которое дала живопись Сальвадора Дали. Картины мастера становятся жемчужинами частных собраний.
Многополярность данной работы, приобретённая при её глубоком изучении и разработке смыслов, привела нас в итоге к рождению подлинного художественного, аудиовизуального и цифрового шедевра, прикоснуться к которому Вы сможете уже совсем скоро, участвуя в нашем аукционе в пользу российской науки.
Специально для картины создан аудиовизуальный контент, который позволяет «оживить» картину художника. Музыка была написана композитором и руководителем Первого Симфонического Оркестра Сергеем Желудковым. Аудиовизуальный контент дополняет высокое музейное значение картины и придает инновационную ценность произведению.
Произведения Сальвадора Дали, проданные на аукционах
Сальвадор Дали
Портрет Поля Элуарда
Масло, доска 33 х 25 см
Продан на Sotheby’s за $21 743 952
Сальвадор Дали
Фантастическое путешествие
Гуашь, акварель, чернила и карандаш на бумаге, приклеенной к картону 101.5 х 152.5 см
Продан на Christie’s за $1 930 000
Сальвадор Дали
Жираф в огне
Гуашь, уголь, карандаш, чернила, кисть, бумага 56.5 х 77 см
Продан на Sotheby’s за $1 874 500
Сальвадор Дали
Бюрократ и швейная машинка
Карандаш, чернила, бумага 31.1 х 22.2 см
Продан на Sotheby’s за $1 128 203
Сальвадор Дали
Голливуд
Гуашь, акварель, карандаш, цветные чернила, коллаж на картоне 30.7 х 22.4 см
Продан на Christie’s за $650 000
Приглашаем на аукцион
Спасибо за обращение. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.