Рембрандт ван Рейн
«Явление ангела пастухам» 1634 год
Офорт, бумага 26,3 x 22 см
Оттиск IV из пяти состояний. Водяной знак: «Fool’s cap» Работа отмечена в каталоге офортов Рембрандта Bartsch, Hollstein, 44; Hind 120
Слева внизу подпись
«Rembrandt f 1634»
Стартовая цена: 1 200 000 руб.
Провенанс
— Частная коллекция, Лондон (South Kensington) до 16 сентября 2009
— Частная коллекция, Россия
Офорт «Явление ангела пастухам» был создан в ранний период творчества мастера, но считается одним из его самых талантливых работ. Сцена представляет ангела, который является пастухам с известием о рождении Христа, и демонстрирует столкновение небесных и земных сил, света и тьмы (частый художественный и композиционный прием мастера). Словно стремясь подчеркнуть свой талант, Рембрандт изображает едва тлеющий костер на противоположном берегу реки. Пастухи и животные на земле смятены и испуганы, а ангел – статно обращен к земным жителям. За ангелом – небесное воинство (сонм путти), кружащих вокруг голубя (символ Святого духа). Рембрандт едва намечает голубя, заставляя, таким образом, зрителя вглядываться в область света, притягивая внимание. Действо происходит на фоне спокойно величественной природы. Это первый из ночных сюжетов Рембрандта, впоследствии столь частных в творчестве мастера. Изображая ночь, художник следовал библейскому повествованию Евангелия от Луки (2: 8 — 20). Сложная техника офорта, травление и гравировка сухой иглой, тем не менее позволяли Рембрандту создавать не только шедевры с технической и художественной точки зрения, но и придавать образам психологическую и эмоциональную глубину. Мастер уделял внимание мельчайшим деталям, среди которых – выражения лиц и динамика движения.
Ныне другие оттиски офорта «Явление ангела пастухам» представлены в ведущих частных и музейных собраниях, включая Метрополитен-музей, Национальные галереи Шотландии, Институт искусств в Чикаго, Художественный музей Кливленда, Национальная галерея в Вашингтоне, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
О ТЕХНИКЕ ОФОРТА
Офорт — вид гравюры, в котором химический процесс травления заменяет механический способ обработки доски различными гравировальными инструментами. Получил распространение с конца XVI века. Процесс заключается в том, что на доску наносят типографскую краску, которая забивается в углубленные линии изображения, а с остальной поверхности краску убирают при помощи тампона-губки. В конце концов, офортная доска оказывается готовой к печати, и с нее делают оттиски. Рембрандт добивался от офорта самых сложных эффектов света и глубины пространства, печатая на разной бумаге, пользуясь повторным травлением. Он же первый превратил офорт в самоценное графическое явление.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
Голландский художник, гравер, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи, определивший лицо национальной школы. Работы Рембрандта отличает жанровое разнообразие. Его произведения характеризуются эмоциональной насыщенностью, полностью отражая весь спектр человеческих эмоций. Живописец, мастер светотени, а также один из лучших мастеров офорта в истории искусства, которому удалось воплотить свой талант в многочисленных произведениях живописи и офорта, ныне разбросанных в музейных и частных собраниях мира. Жанры офортов Рембрандта включают в себя: библейские и мифологические сцены и персонажи, портреты, пейзажи, бытовые сцены, аллегории и другие.
Произведения Рембрандта ван Рейна, проданные на аукционах
Рембрандт ван Рейн
Явление ангела пастухам, 1634 год
Офорт, бумага 26,3 x 22 см
Продан на Christie’s за $60 000
Рембрандт ван Рейн
Три креста, 1653
Офорт, резец, сухая игла
Продан на Christie’s за $1 753 807
Рембрандт ван Рейн
Христос перед народом, 1655
Офорт
Продан на Christie’s за $3 502 247
Приглашаем на аукцион
Спасибо за обращение. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.