По вопросам интеграции и партнерства

Айвазовский Иван Константинович

(Феодосия, 1817 — 1900)

«Буря уходит. Выживший» 1858 год

Холст, масло 108 х 160 см

Стартовая цена: 78 000 000 руб.

Подпись и дата слева внизу: «Айвазовскiй 1858»

Провенанс

— Частная коллекция, Москва

Выставки

Императорская Академия художеств, 1858 год


Экспертное заключение

— Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря, эксперт Н. С. Игнатова

— Экспертное заключение В. А. Петрова

— Государственная Третьяковская галерея, эксперты Г. С. Чурак, Л. И. Гладкова

-Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П. М. Третьякова, экспертное заключение №18787, от 16 сентября 2022 года

Уникальный аудиовизуальный контент, созданный специально для картины:

Для произведения написан «Концерт для живописи с оркестром» для Первого Симфонического оркестра под руководством композитора и дирижера Сергея Желудкова. Автор музыки – Сергей Желудков

«Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память», –

эпитафия на могиле И. К. Айвазовского (армянский историк V века Мовсес Хоренаци)

«Айвазовский, кто бы что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще», – так писал Иван Крамской о своем великом современнике. В историю Иван Айвазовский вошел как подлинная звезда маринистической живописи, автор более 6000 полотен, работавший по заказам российских императоров. Ныне его картины находятся в самых известных музеях и частных коллекциях мира.

Изображение бушующего моря всегда привлекало художника. Еще в раннем творчестве художника появляются мотивы кораблекрушений, заимствованные им из общей направленности романтической живописи и корпуса работ его французского учителя Филиппа Таннера. Со второй половины 1850-х годов, по всей видимости, под влиянием событий Крымской войны (1853 – 1856), свидетелем событий которой он являлся, частота этого мотива в творчестве мастера усиливается. Айвазовский пишет все больше кораблекрушений, бурь, бушующего моря, с людьми и без. В корпусе кораблекрушений кисти Айвазовского воля человека к жизни противопоставлялась грозному накату морской стихии. В этом проявлялся романтический характер творчества мастера. Не без зависти некоторые современники упрекали мастера в повторяемости мотивов, однако, мэтр постоянно совершенствовал свои работы. В письме к Н. Н. Кузьмину Айвазовский писал:

blank

«Меня упрекают в повторяемости моих мотивов; но я нарочно повторяю их, чтобы исправить прежние, замеченные иногда только мной недостатки <…> Те картины, в которых главная цель – свет и воздух, свет солнца, луны и проч., разумеется, надо считать лучшими <…> Я никогда не утомлюсь, пока не добьюсь своей цели написать картину, сюжет которой возник и носится передо мною в воображении».

И в его картинах всегда был свет! В картине «Буря уходит. Выживший» свет освещает выжившего, Айвазовский всегда «спасал» героев своих картин.

‍Именно благодаря Айвазовскому в маринистике совершился поворот от романтической трактовки морской стихии к ее реалистическому изображению. Даже в солидном возрасте живописная техника Айвазовского оставалась на высоком уровне. Он создавал картины размером более 4 на 2 метра.

В цикле полотен с изображением кораблекрушения ввиду ясности трактовки мотива и блестящего исполнения выделяется картина «Буря уходит. Выживший» 1858 года из частного собрания. На ней на фоне свинцового моря и неба из воды с трудом выходит спасшийся моряк. Его фигура находится почти в центре полотна и подсвечена слабым лучом света, идущим от небольшого просвета голубых облаков. Свет всегда присутствует в живописи Айвазовского, давая, таким образом, надежду на спасение и счастливое разрешение. Композиционно картина «Буря уходит. Выживший» 1858 года предшествует известной картине «Спасение Колумба» («Христофор Колумб») 1880 года, находящейся в Национальной галерее Армении в Ереване.

Айвазовский родился в Феодосии и хорошо познал морскую стихию еще в детстве, поэтому натурные штудии ему не требовались. Художник знал суровость морской стихии. В 1857 году парусник «Лефорт» унес под воду жизни 843 человек, что стало самым страшным кораблекрушением XIX века. В 1858 году художник отозвался на трагедию картиной «Гибель корабля «Лефорт» (ныне картина находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге), где мастер снова проявляет подлинное сострадание к терпящим бедствие: в этом аллегорическом изображении они возносятся на небо. Картины «Буря уходит. Выживший» 1858 года, «Гибель корабля «Лефорт» 1858 года и «Спасение Колумба» 1880 года роднит сострадание к человеку на фоне его противостояния с суровой природной стихией.

В списке произведений Ивана Айвазовского, представленных на выставке в Академии художеств в Санкт-Петербурге за 1858 год, значится картина «Буря». Именно картина «Буря уходит. Выживший» 1858 года выставлялась в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Специально для картины создан аудиовизуальный контент, который позволяет «оживить» картину художника. Музыка была написана композитором и руководителем Первого Симфонического Оркестра Сергеем Желудковым. Аудиовизуальный контент дополняет высокое музейное значение картины «Буря уходит. Выживший» и придает инновационную ценность произведению.

blank
blank

Произведения Ивана Айвазовского, проданные на аукционах

Иван Айвазовский

Американскме суда у скалы Гиблартара

blank
blank

Масло, холст

Продан на Christie’s за $5 330 708

Иван Айвазовский

Вид Константинополя и Босфора

blank
blank

Масло, холст

Продан на Sotheby’s за $5 215 760

Приглашаем на аукцион

Previous Next
Close
Test Caption
Test Description goes like this